Профилактика рискованного поведения у подростков

Профилактика рискованного поведения

Как научить подростка отказываться от проб психоактивных веществ?

Подростковый возраст – сложный период. В это время мнение родителей становится менее важным. На первое место выходит мнение сверстников. При этом одни родители настолько уверены в своем чаде, что ничего не делают для его защиты  от необдуманных поступков. Они убеждены, что их ребенок НИКОГДА не станет нарушать закон. Такие родители испытывают шок, когда выясняется, что их ребенок не считает чем-то зазорным пробовать наркосодержащие вещества или алкоголь.

Другие родители, наоборот,  избыточно контролируют своего ребенка. Постоянно проверяют его карманы, сумки, телефон, компьютер, чем вызывают обоснованное негодование. И, раз уж зашла об этом речь, гиперконтроль еще никого не спасал. Ребенок пользуется первой же возможностью, чтобы  вырваться на свободу, и делает все, что запрещено.

Тем не менее, не все подростки пробуют то, что запрещено. Одни в состоянии отказаться от сомнительных предложений, другие – нет. В чем причина? Почему одни делают то, что считают нужным и правильным, а другие постоянно идут у кого-то на поводу? Почему одни подростки без стеснения высказывают свое мнение, а другие не рискуют сказать, что думают? Почему одни знают, как сказать НЕТ, а другие не понимают, как это сделать? Характер разный! Да, это так. Однако черты характера  могут оказаться похожими. Люди могут быть ответственными, активными, добрыми и так далее. Однако в сложных ситуациях они поступают по-разному.

Факторы защиты подростка от пробы психоактивных веществ:

  • Адекватная самооценка, уверенность в себе,
  • Умение отстаивать свою точку зрения, говорить «нет»,
  • Умение прогнозировать последствия своих действий,
  • Умение сдерживать свои желания,
  • Умение справляться с негативными эмоциями, разочарованием, неприятностями, трудностями.

Страх отвержения – причина необдуманных поступков

Что в действительности мешает отказать? Как правило, это страх или опасения. Страх, что тебя отвергнут из-за отказа. Что перестанут с тобой общаться. Что тем или иным способом накажут. Страх быть высмеянным, услышать в ответ «маменькин сынок (мамина дочка)», «трус».  И если подросток не знает, как самоутвердиться законными способами, он может согласиться попробовать запрещенное вещество или алкоголь.

Говорить НЕТ труднее тем, кто имеет низкую самооценку, кто не уверен в себе. Такие подростки зависят от окружающих. В той или иной степени они подстраиваются под других: «Я соглашусь, и он (она) будет доволен. Меня примут в эту компанию. Меня будут уважать. Я докажу, что не трус».

Очень важно научить подростка не поддаваться своему страху, в противном случае он рискует попасть в неприятности. И нужно научиться выбирать тех, чье мнение действительно стоит учитывать, а чье лучше игнорировать.  Как это сделать?

 

Учимся отстаивать свое мнение

Кто может научить подростка отказываться от сомнительных предложений? В первую очередь, родители. И, конечно, родители должны понимать, что ребенок может и должен отказываться от того, что ему не нравится, дома. Если отказ в семье не приводит к санкциям и наказаниям, проблем с умением говорить НЕТ гораздо меньше.

О чем стоит говорить с подростком, понимая, что ему могут предложить запрещенные вещества или алкоголь?  О том, что он имеет право:

  • сказать «нет», не испытывая чувства вины, не чувствуя себя аутсайдером, просто потому что считает этот ответ правильным,
  • отстаивать собственные интересы, идти к своим целям, а не в обратную от них сторону, идя кому-то навстречу. Он должен понимать, что делать, когда на него начинают давить или если им пытаются манипулировать. Он не обязан воплощать в жизнь ожидания окружающих, даже тех сверстников, которые ему искренне нравятся. И он должен понимать, что люди, которые давят, преследуют личные интересы.

Пониманию истинных причин своих поступков можно и нужно учить.  Научите своего ребенка обдумывать  свои решения. Перед тем, как сказать «да», пусть он подумает, действительно ли он хочет согласиться? Каковы причины его согласия? Пусть он не обманывает себя, если соглашается, чтобы избежать конфликта, завоевать уважение, показать, что ему наплевать на правила.  Каждый человек в состоянии признать истинные мотивы своих поступков. Подросток, несмотря на юный возраст, не исключение. В тот момент, когда подросток (да, и человек любого возраста) признается сам себе: «Я соглашаюсь, потому что не имею сил сказать НЕТ», его решение может поменяться. Такой вот парадокс.

Всем нам, конечно, приятнее слышать теплые слова и похвалу в свой адрес, нежели критику или возмущение. Однако отказ не повод для конфликтов. Это мнение конкретного человека. Если подросток  это понимает, он не станет пробовать наркосодержащие вещества, чтобы влиться в компанию, не станет выпивать, чтобы доказать свою силу и уверенность. Он будет знать, что люди, которые хорошо к нему относятся, не перестанут с ним общаться при отказе.

Учимся прогнозировать последствия своих действий

Если подросток способен осознавать причины своих поступков, ему легче брать за них ответственность и прогнозировать последствия своих действий. По данным физиологов, зоны мозга, отвечающие за рассудительность и способность логически оценивать ситуацию, формируются к 13-15 годам. Однако в полном объеме способность принимать решения, а также эмоциональная зрелость формируются примерно к 21 году. Это значит, что физиологически редкий подросток способен к всестороннему и беспристрастному анализу происходящего. Ему сложнее, чем взрослому человеку, принимать решения, труднее оценивать последствия своих действий.

В значительной степени с этим связана беспочвенная безнаказанность своих действий, уверенность в том, что удастся всех обмануть.

Кроме того, подростки часто уверены в том, что в пробе наркосодержащих веществ или алкоголя нет ничего страшного. Никто из них не хочет отравиться или попасть в полицию. Те, кто пробуют, уверены, что они умнее и хитрее всех, что никто не узнает о том, что они делают. И никакая зависимость им, конечно, не грозит. Как противостоять этой самоуверенности, желанию нарушать правила, рисковать?

Насыщенная, интересная жизнь – залог безопасности

Подростки, которые добиваются успеха в спорте, музыке, принимают участие в конкурсах, занимаются в кружках и секциях, реализующие свой потенциал, значительно реже готовы рисковать своими текущими делами. Однако здесь нужно обратить внимание на два момента.

Первый: подросток не должен быть перегружен. Физически усталый физически человек хочет расслабиться, у утомленного мозга снижается критика к тому, что он делает. В результате у подростка уже не хватает ресурса для критического восприятия ситуации. Второй момент: подросток должен заниматься тем, что нравится ему, а не родителям. Можно заставить своего ребенка ходить в музыкальную школу, заниматься футболом, плаванием и т.д. Но надо при этом понимать, чтобы подросток делает то, что хотите Вы. И, конечно, он недоволен. В этом случае желание сделать то, что запрещено, резко возрастает. Подростку становится все равно, что произойдет дальше. Самое главное – сейчас сделать то, что ему хочется, а о завтрашнем дне и думать не стоит.

Возможно, подросток в полном объеме не в состоянии оценить последствия своих поступков, но уменьшение давления на него по несущественным поводам  снижает вероятность поступков «назло». Это первое. Второе: способность адекватно оценивать последствия своих действий формируется постепенно. Да, в 14 лет она не такая, как в 35 или 40.  Но она есть. И она развивается в процессе воспитания, в процессе наблюдения за родителями, их жизнью. Если сами родители берут на себя ответственность за свои поступки, то этот пример дети возьмут на вооружение.

Как справиться с негативными эмоциями?

Важную роль  в умении адекватно реагировать и принимать решения играет способность справляться с гневом, обидой, разочарованием, плохим настроением адекватными способами. К сожалению, взрослые люди часто сами прибегают к помощи алкоголя, когда поругаются с начальником, получат зарплату, меньше обещанной, в ситуации развода и так далее. Дети сплошь и рядом видят родителей, которые выпивают по пятницам по случаю выходных, которые со всеми неприятностями справляются привычным способом. В этом случае рассказывать о том, что надо быть терпеливым, не расстраиваться по пустякам, мотивируя тем, что «у тебя еще все впереди!» бессмысленно.

Если в семье нет химически зависимых, то у подростка нет негативного примера. Известный факт: курящий папа или мама не в состоянии аргументировать, почему подростку нельзя курить. С другими веществами то же самое.

В целом, умение справляться с негативными эмоциями в значительной степени базируется на понимании того, что в жизни не все происходит так, как хочется. И это нормально.  Наши желания часто идут вразрез с желаниями других людей. В наши планы могут вмешаться непредвиденные обстоятельства. У нас самих может не хватить терпения на то, чтобы доделывать то, что мы наметили. Мы можем не хватать сил. Все это причины для не слишком радостного настроения. Но только до тех пор, пока мы убеждены, что отклонения от плана недопустимы. Подростка важно научить быть настойчивым и терпеливым, по мере его сил, и при этом объяснить, что сохраняется небольшая вероятность непредвиденных обстоятельств.

Найти верные слова в разговоре с подростком непросто. Однако родителям стоит быть внимательными и терпеливыми, всеми силами сохраняя контакт со своим взрослеющим ребенком. В этом случае подросток придет именно к Вам, когда у него возникнет сложная ситуация. Семья  это то место, куда можно прийти расстроенным, обиженным, разочарованным, отвергнутым и несчастным, зная, что здесь тебя поймут и помогут. Важно, чтобы у подростка было именно такое представление о близких людях. Тогда у Вас будет больше уверенности в том, что Вы знаете, как и чем живет Ваш ребенок, что его беспокоит, волнует, чего он ждет, на что рассчитывает. А у подростка будет меньше соблазна попробовать то, что запрещено.